К князю Вяземскому (Нам славит древность Амфиона…)— Василий Жуковский

</p><h1> ВАСИЛИЙ ЖУКОВСКИЙ. СТИХОТВОРЕНИЯ ПоэзиЯ 19 века</p><h1>
К князю Вяземскому (Нам славит древность Амфиона...)— Василий ЖуковскийК князю Вяземскому (Нам славит древность Амфиона...)— Василий Жуковский

Нам славит древность Амфиона:
От струн его могущих звона
Воздвигся город сам собой…
Правдоподобно, хоть и чудно.
Что древнему поэту трудно?
А нынче?.. Нынче век иной.
И в наши бедственные леты
Не только лирами поэты
Не строят новых городов,
Но сами часто без домов,
Богатым платят песнопеньем
За скудный угол чердака
И греются воображеньем
В виду пустого камелька.
О Амфион! благоговею!
Но, признаюсь, не сожалею,
Что дар твой: говорить стенам,
В наследство не достался нам.
Славнее говорить сердцам
И пробуждать в них чувства пламень,
Чем оживлять бездушный камень
И зданья лирой громоздить.

С тобой хочу я говорить,
Мой друг и брат по Аполлону!
Склонись к знакомой лиры звону;
Один в нас пламенеет жар;
Но мой удел на свете — струны,
А твой: и сладких песней дар
И пышные дары фортуны.
Послушай повести моей
(Здесь истина без украшенья):
Был пастырь, образец смиренья;
От самых юношеских дней
Святого алтаря служитель,
Он чистой жизнью оправдал
Все то, чем верных умилял
В Христовом храме как учитель;
Прихожан бедных тесный мир
Был подвигов его свидетель;
Невидимую добродетель
Его лишь тот, кто наг, иль сир,
Иль обречен был униженью,
Вдруг узнавал по облегченью
Тяжелыя судьбы своей.
Ему науки были чужды —
И нет в излишнем знанье нужды —
Он редкую между людей
В простой душе носил науку:
Страдальцу гибнущему руку
В благое время подавать.
Не знал он гордого искусства
Умы витийством поражать
И приводить в волненье чувства;
Но, друг, спроси у сироты:
Когда в одежде нищеты,
Потупя взоры торопливо,
Она стояла перед ним
С безмолвным бедствием своим,
Умел ли он красноречиво
В ней сердце к жизни оживлять
И мир сей страшный украшать
Надеждою на провиденье?
Спроси, умел ли в страшный час,
Когда лишь смерти слышен глас,
Лишь смерти слышно приближенье,
Он с робкой говорить душой
И, скрыв пред нею мир земной,
Являть пред нею мир небесный?
Как часто в угол неизвестный,
Где нищий с гладною семьей
От света и стыда скрывался,
Он неожиданный являлся
С святым даяньем богачей,
Растроганных его мольбою!..
Мой милый друг, его уж нет;
Судьба незапною рукою
Его в другой умчала свет,
Не дав свершить здесь полдороги;
Вдовы ж наследство: одр убогий,
На коем жизнь окончил он,
Да пепел хижины сгорелой,
Да плач семьи осиротелой…
Скажи, вотще ль их жалкий стон?
О нет! Он, землю покидая,
За чад своих не трепетал,
Верней, он в час последний знал,
Что их найдет рука святая
Не изменяющего нам;
Он добрым завещал сердцам
Сирот оставленных спасенье.
Сирот в семействе Бога нет!
Исполним доброго завет
И оправдаем провиденье!
АмфионАмфион
1) фиванский царь. Сын Антиопы и Зевса, брат-близнец Зета. Его мать стала возлюбленной Зевса и, ожидая от него ребенка и боясь, что ее тайна откроется и ее отец Никтей накажет её, бежала в соседний город Сикион, где вышла замуж за царя Эпопея. Никтей в горе убивает себя, но перед смертью просит своего брата Лика отомстить Антиопе и Эпопею. Лик отправился в Сикион, овладел городом, убил Эпопея и взял в плен Антиопу. По дороге в Фивы Антиопа родила двух близнецов (Амфиона и Зета), которые по приказу были брошены у подножия горы Киферон, где их подобрал и воспитал пастух. Зет, когда вырос, стал пастухом, а Амфион полюбил музыку и стал играть на лире, которую ему подарил Гермес. Антиопа жила в заточении у Лика, где над ней издевалась жена Лика Дирка. Через двадцать лет Антиопа смогла убежать и нашла своих сыновей. Амфион и Зет казнили Дирку, привязав ее к рогам свирепого быка, а Лика, по велению Зевса, изгнали из города (по другому варианту мифа, убили). Захватив Фивы, Амфион и Зет стали возводить вокруг города стены. Зет, обладавший огромной физической силой, носил и складывал камни, а Амфион приводил их в движение и заставлял ложиться в установленное место игрой на лире. Женившись на Ниобе, Амфион стал счастливым отцом семи сыновей (Исмен, Сипил, Файдим, Тантал, Альпенор, Дамасихтон и Илионей) и семи дочерей. После того, как Ниоба, гордившаяся своими детьми, оскорбила своим хвастовством богиню Лето, дети Латоны, Аполлон и Артемида, перебили своими стрелами всех детей Ниобы и Амфиона (вариант: оставив одного мальчика и одну девочку), Амфион покончил с собой (вариант: был убит стрелой Артемиды или молнией Зевса), а Ниоба превратилась в камень. В историческое время Амфион и Зет почитались в Фивах как местные герои — “фиванские Диоскуры”, недалеко от городских стен показывали их общую могилу.

К князю Вяземскому (Нам славит древность Амфиона...)— Василий Жуковский

Василий Жуковский
К князю Вяземскому (Нам славит древность Амфиона...)— Василий Жуковский


www.reliablecounter.com
Click here

Яндекс.Метрика

К князю Вяземскому (Нам славит древность Амфиона...)— Василий Жуковский








К князю Вяземскому (Нам славит древность Амфиона...)— Василий Жуковский
К князю Вяземскому (Нам славит древность Амфиона...)— Василий Жуковский

 134 Всего посещений