Бука — в русском фольклоре страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в лесу, в пустых постройках
Пугают молодого букой а сторого мукой.
В русском фольклоре фантастическое чудище-страшилище, которым пугают непослушных детей, бабай; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани. В.И.Даль толкует это слово как «мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей». В то же время букой могут называть черта или домового (216: с.396).
В русских поверьях XIX-XX веков преобладают представления о буке как о детском страшилище. На Новгородчине и в некоторых других районах России бука — таинственное существо, персонификация морока, страха, некоей таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще — в особо опасных местах (в лесной глухомани, в заброшенном доме), в особо опасное время (ночь). Иногда бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого дома, лесной чащи.
«Ходишь букой лесовой»
Прионежье (286)
«В монастыре как-то ночевал, в пустом. Крысы шум подняли, а я думал, бука гремит. Всю ночь дрожал.»
Архангельская губерния (48: с.55)
«Отец болел, сон видел. Пришел он в лес. Вдруг как закричит по лесу: «Ягод-то надо? Красненькие, беленькие!» Бука и был»
Вологодская губерния (48: с.55)
Представления о буке — детском страшилище — распространены повсеместно. Описания буки расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов; хватает, уносит и пожирает детей (286).
«Робёнку, буде не слухатце, говоришь: «Спи, спи, бука идет». А спросишь, какой бука, — а в шубы, шерсью повернут»
Прионежье (48: с.55)
В Архангельской губернии «пугают ребят и просто букою; ее считают черною, оборванною женщиною».
Ефименко, 1877 (48: с.55)
«Интересно, что иногда, обращаясь к малышам, букой называли и большое черное пятно сажи» (48: с.55):
«В иных случаях мать натирает соски сажей и когда ребенок потребует груди, то она, раскрыв последнюю и указав на большое черное пятно, объясняет ему, что это «бука», причем, искривив лицо, плюет на пол. Ребенок… соглашается, что это действительно должно быть «бука», и невольным образом отвращается от груди матери»
Слой, 1884 (48: с.55)
«В Олонецкой губернии, когда подросший ребенок никак не желал расставаться с зыбкой, ее уносил вбегавший в избу бука (то есть кто-то из нарядившихся в вывернутый тулуп домашних).» (48: с.56)
Само слово «бука», особенно адресованное детям, создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, сродни игре слов: «От стукания пошло буканье, от буканья пошло оханье» и тому подобное.
Славянская и Мировая Мифология
✯✯✯✯✯
Сайт Мировой Поэзии и Прозы
Декламации Павла Беседина
154 Всего посещений