4 января – родилась Евдокия Петровна Ростопчина (1812-1858), русская поэтесса, писательница.

Евдокия Петровна Ростопчина (1812-1858), русская поэтессаЕвдокия Петровна родилась 23 декабря 1811 года в Москве в семье Сушковых. В возрасте шести лет осталась без матери, которая умерла после тяжелой болезни. Отец же, чиновник, много разъезжавший по делам службы, редко появлялся дома. Девочка, вместе с двумя младшими братьями, до самого замужества прожила в семье деда и бабки с материнской стороны. Воспитанная гувернерами Сушкова, обладая незаурядными способностями, рано пристрастилась к чтению и быстро овладела несколькими иностранными языками, в том числе, французским, немецким, английским и итальянским.

Занятия литературой были традиционными в семье Сушковых: бабка поэтессы, урожденная М. В. Храповицкая, перевела «Потерянный рай» Мильтона; дядя, Николай Васильевич Сушков, был довольно известным литератором; отец, Петр Васильевич, писал на досуге неплохие стихи. Именно поэтому увлечение поэзией началось у Евдокии Сушковой еще в детстве и, хотя ей удавалось долго сохранять это увлечение в тайне, первая публикация её стихов — в альманахе «Северные цветы на 1831 год» за подписью Д…..а… — произошла когда девушке не исполнилось и восемнадцати лет.
В 1833 году Сушкова вышла замуж за графа А. Ф. Ростопчина, сына московского градоначальника времен Отечественной войны. Муж поэтессы оказался человеком очень недалеким, чьи интересы ограничивались кутежами, картами и лошадьми, и Ростопчина, чувствуя себя очень несчастливой в семейной жизни, полностью отдалась светской жизни, устраивая шумные увеселения, посещая и устраивая балы. Начитанная, остроумная, интересная собеседница, она почти что сразу завела у себя литературный салон, где собирался весь цвет петербургских литераторов.

Частыми гостями её салона становятся Пушкин, Жуковский, Вяземский, Плетнев, В. Ф. Одоевский, Соллогуб, Гоголь, Григорович, Дружинин, Мятлев и многие другие. Здесь читаются новые произведения, обсуждаются литературные события, устраиваются музыкальные вечера с участием Глинки, Листа, Виардо, Рубини, Тамбурини. Ростопчина очень близко сходится со многими писателями: Одоевский и, впоследствии, Лермонтов вели с ней активную личную переписку; тот же Одоевский посвятил ей свою «Космораму»; Пушкин, в последние годы жизни очень сдружившийся с Ростопчиной, благосклонно отзывался о её стихах.

К середине 1940-х гг. Ростопчина становится хорошо известна как поэтесса. В своих стихах она выражает сочувствие декабристскому движению 1820-х гг., открыто выступает против власти императора — опубликованное в 1846 году стихотворение «Насильный брак», в котором поэтесса аллегорически изобразила угнетение Польши царским правительством, навлекло на нее гнев императора Николая I. (Ростопчина с семьей была удалена из столицы и вплоть до смерти Николая I в 1855 году прожила в Москве, выезжая лишь в свое подмосковное имение Вороново).

Стихи Ростопчиной все чаще появляются в ведущих журналах и альманахах, и хорошо принимаются читающей публикой. Вскоре, в 1841 году в Петербурге вышел первый сборник её стихов, включивший в себя стихи 1829-1839 годов. Положительные, а порой и восторженные отзывы появились во многих журналах. Только во враждебном романтизму писательском лагере реакция на поэзию Ростопчиной была резко негативной — Белинский, признавая, что «муза графини Ростопчиной не чужда поэтических вдохновений, дышащих не одним умом, но и глубоким чувством», в то же время обвинял поэтессу в поверхностном восприятии жизни, тематической узости, «салонности».

Двумя годами ранее Ростопчина, пробуя свои силы в прозе, выпустила под псевдонимом «Ясновидящая» книгу «Очерки большого света», включавшую в себя повести «Чины и деньги» и «Поединок». В повести «Поединок», имеющей фантастический сюжет, сказался интерес писательницы к элементу таинственного в повествовании. Обе повести — и «Поединок», и «Чины и деньги» — посвящены чисто женским проблемам, праву женщины любить, не скрывая своего чувства. К сожалению, этот сборник поэтессы был не только проигнорирован критикой, но и незамечен читающей публикой.

Проживая в ссылке в Москве Ростопчина сближается с славянофилами, становится активной сотрудницей главного славянофильского журнала того периода — «Москвитянин». На устраиваемых ею в своем особняке с 1840 по 1858 год вечерах, бывают редактор «Москвитянина» M. П. Погодин, Л. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, А. С. Хомяков, Н. Ф. Павлов и др.

В 1840-1850-е годы Ростопчина создает множество стихотворений и поэм, таких как «Монахиня» (1842), «Версальские ночи в 1847 году» (1847), а также и несколько крупных романов: «Счастливая женщина» (1851-1852), «Палаццо Форли» (1854), «У пристани» (1857) и целый ряд других. Но всплеска интереса к произведениям Ростопчиной не произошло — как раз наоборот, интерес к её творчеству стал падать не только в среде критиков, но и у обычных читателей.

Ростопчиной, как прирожденной аристократке, было неприятно растущее влияние разночинцев в литературе середины XIX века. Особенно это усугублялось тем, что многие из них часто задевали её в своих рецензиях. В 1851 году Ростопчина публикует в «Москвитянине» свое письмо к Ф. Н. Глинке, в котором говорит об «истинной религиозности», и пытается предостеречь молодежь от «гибельного чтения жалких и вредных теорий современных». Критики-разночинцы, Чернышевский и Добролюбов, после публикации этого письма, немедленно разразились злыми рецензиями на произведения поэтессы. Глубоко уязвленная Ростопчина попыталась ответить им в стихотворениях «Моим критикам» (1856) и «Простой обзор» (1857), но это получилось у неё не очень удачно.

В крупных произведениях последних лет, вышедших уже посмертно: «Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки. Продолжение комедии Грибоедова «Горе от ума» (1856) и «Дом сумасшедших в Москве в 1858 г.», она попыталась занять некую серединную позицию между славянофилами, в идеях которых к тому времени уже разочаровалась, и западниками. Но оказавшаяся не там и не тут, брошенная всеми, Ростопчина к концу жизни оказалась в атмосфере безразличия или даже открытой вражды с обеих сторон.
Последние два года жизни Ростопчина часто и сильно болела. Умерла она 3 декабря 1858 года.

4 января – родилась Евдокия Петровна Ростопчина  (1812-1858), русская поэтесса, писательница.