9 января родился Карел Чапек—(1890— 1938) —Чешкий писатель





9 января родился Карел Чапек—(1890— 1938) —Чешкий писатель



✯✯✯✯✯
 Карел ЧапекТворчество Карела Чапека — значительное и сложное явление чешской и мировой литературы XX века. Вступив на литературное поприще в эпоху кризиса культуры, писатель шел к искусству большой жизненной правды через преодоление идеологических заслонов того времени.

Противоречия в его мировоззрении, художественном методе, творческой эволюции на первый взгляд, кажутся парадоксальными. Впоследствии, когда был подведен итог его писательского пути, о Чапеке заговорили как о гуманисте и демократе, активном борце против фашизма и войны, мастере критического реализма.

Его имя может быть поставлено рядом с величайшими писателями прошлого столетия.

Биография Карела Чапека
Жизнь Чапека небогата внешними событиями. Родился он 9 января 1890 года в семье рудничного и окружного врача, в небольшом городке Малые Сватоневицы на северо-востоке Чехии.

На рубеже XIX и XX веков этот живописный уголок, природа которого вдохновила классиков чешской литературы Божену Немцову и Алоиза Ирасека на создание поэтичнейших произведений, превратился в промышленный край, окутанный завесой сажи и дыма.

Юные годы
В приемной отца, на окрестных шахтах и хуторах, у ворот фабрик, каждый рабочий казался будущему писателю чахоточным. Карел впервые учился видеть «двойное лицо» жизни и человека. Уже в этих детских и юношеских впечатлениях следует искать истоки его творчества.

Карел Чапек в молодости

Высшее образование Чапек получил в Пражском, Берлинском и Сорбоннском университетах. В 1915-м защитил докторскую диссертацию по эстетике. Будучи освобожденным от военной службы (всю жизнь он стоически переносил тягчайшее заболевание позвоночника), Карел мечтает работать в библиотеке.

Но ему приходится поступить домашним учителем к графу Лажаньскому. О том, какой ненавистью к аристократической среде проникся здесь молодой писатель, свидетельствует его рассказ «В замке» (1919). А также изображение сиятельных владельцев Балттина в романе «Кракатит».

ПИСАТЕЛЬ ЧАПЕК

С 1917 года Чапек — профессиональный журналист, член редакции газеты «Народни листы». Затем, с 1921 года и до последних дней, один из редакторов и сотрудников газеты «Лидовс новины».

Начало литературного пути
В начале своего литературно-общественного пути Чапек находится на левом фланге чешской литературы. Его поддерживает в полемических схватках крупнейший поэт-революционер Станислав Костка Нейман.

На страницах сатирического журнала «Копршивы» он печатается вместе с Ярославом Гашеком, Иваном Ольбрахтом, Франей Шрамеком. В эти годы Чапек сторонник «радикальной инициативы в целесообразной переделке мира» (хотя весьма смутно представляет ее конкретные формы) и пропагандист сближения искусства с жизнью.

Это не мешает ему увлекаться последними «измами» Парижа, Берлина и Лондона. Первые его шедевры созданы в соавторстве со старшим братом Йозефом Чапеком.

В них отразилась противоречивость идейно-художественной позиции молодых литераторов. Остроумное пародирование декадентских литературных течений и резкая сатира на общество соседствовали с эстетской манерностью и меланхолическим скепсисом.

Становление писателя
В последующие годы (1917—1921) Чапек пишет жизнерадостную, поэтическую комедию «Разбойник» (1919), прославляющую бунт молодости против мещанского миросозерцания и морали. Он выпускает сборники новелл «Распятие» (1917) и «Мучительные рассказы» (1921).

Лейтмотив этих новелл — утверждение непознаваемости мира и фатальной его враждебности человеку. Почвой для такого пессимистического философского обобщения было разочарование писателя в самих устоях миропорядка.

Только что рухнуло австрийское владычество, страна начинала свою историю как независимое государство. Но Чапек смотрел в будущее с тревожными раздумьями. Они пронизывают его произведения начала 20-х годов. Это пьесы «R.U.R.» (1920), «Из жизни насекомых» (1922 г., написана в соавторстве с Йозефом Чапеком).

В каждом из этих произведений автор утверждает, что какие бы то ни было попытки изменить мир неоправданны и бесперспективны. С позиции так называемого маленького человека, мелкого дельца, Чапек взывает к всеобщему примирению и выступает с проповедью малых дел.

Это приводит, в конце концов, к тому, что в его творчестве наступает застой. Чапек отходит от значительных социальных проблем. Он ограничивает круг своего творчества природой, искусством, явлениями повседневного быта человека. В эти годы (1924 — 1932) творчество Чапека вызывает заслуженную критику со стороны чехословацких писателей.

Новый этап
Став свидетелем того, как фашистские правительства Германии, Италии и Японии развязывают агрессию в Европе, Абиссинии и Китае, Чапек остро чувствует опасность, нависшую над его родиной.

Чехословакия в силу своего географического положения и наличия внутри страны сильной прогитлеровской судетско-немецкой партии неминуемо должна была стать одной из первых жертв фашизма.

И писатель сознает, что независимость своей страны он сможет эффективно защищать лишь в рядах единого антифашистского Народного фронта. Вместе с тем он освобождается от многих своих иллюзий во взглядах на демократию. Он понимает, что возникновение нацизма непосредственно связано с интересами крупного капитала.

Все пристальнее присматривается Чапек к демократии нового типа. В творческой биографии писателя начинается новый этап.

Карел Чапек: книги
Осенью 1935 на страницах газеты «Лидове новины» из номера в номер печатается новый роман Карела Чапека «Война с саламандрами». Вскоре роман, как и пьеса о восстании роботов — «R.U.R», — приобретает всемирную известность.

«Война с саламандрами» — это книга не только о прошлом, но и о настоящем. Особенно актуалена сейчас, когда в повестку дня истории поставлен вопрос об избавлении человечества от дамоклова меча войны. Призыв Чапека не допустить, чтобы «зубы тигров» и «яд змей» вновь угрожали жизни народов.

Роман «Война с саламандрами» тесно связан с пьесой «R.U.R» по своему замыслу. В основе сюжета обоих произведений лежит догадка о том, что бы произошло, если бы на свете появилось существо, равное по интеллекту человеку. Будь то созданный биохимическим путем робот или исполинская саламандра.

На этом «если бы» построено большинство широко известных пьес и романов писателя. И вывод автора во всех перечисленных произведениях таков: всякое резкое отклонение от существующего миропорядка чревато для человечества неисчислимыми бедствиями. Самое разумное для него — примириться с тем, что есть.

Незадолго до смерти писатель вступает в общество друзей СССР. Возглавляемая им чехословацкая секция Международной ассоциации писателей в защиту культуры становится общенациональной организацией.

Роман «Война с саламандрами», пьесы «Белая болезнь» (1937) и «Мать» (1938), повесть «Первая спасательная» (1937), были недвусмысленным ответом на вопросы об идеологической принадлежности автора.

«Война с саламандрами» отражает определенные сомнения и колебания Чапека. В ней нет изображения Советского Союза, Народного фронта, борьбы за мир не потому, что автор не видел или не учитывал эти новые факторы мировой истории. Его книга — в первую очередь, сатира и цель ее — смертный приговор агонизирующей цивилизации.

Нельзя не упомянуть знаменитую фантастическую пьесу «Средство Макропулуса» (1922). Эта пьеса до сих пор остается в репертуарах театров многих стран мира. Мысль о бессмертии человека.

Интересные факты
Карел был женат на чешской актрисе и писательнице Ольге Шайнпфлюговой. Они были знакомы с 1920 года. Поженились в 1935 г.

К сожалению, этот брак был недолгим. В декабре 1938 г. Карел умер от воспаления лёгких, полученного в работах по ликвидации наводнения. Классик чешской литературы XX в. прожил всего 48 лет. Его брат, Йозеф, умер в немецком концлагере в апреле 1945 г

✯✯✯✯✯

Сайт Мировой Поэзии и Прозы
Декламации Павла Беседина


 204 Всего посещений