Абрамов, Яков Васильевич

Абрамов, Яков Васильевич

Абрамов, Яков Васильевич (псевдоним — Федосеевец), публицист. Родился в 1858 году в Ставрополе-Кавказском, в мещанской семье. Учился в медико-хирургической академии, которую в 1878 году принужден был покинуть; привлеченный к «делу о распространении книг преступного содержания», он был выслан из Петербурга. Вернувшись в Петербург, А. поместил в 1881 году в «Слове» два рассказа: «Среди сектантов» и «Мещанский мыслитель». В том же году А. вступает в число сотрудников «Отечественных Записок», в которых деятельно работает до их закрытия в 1884 году. Здесь помещены его рассказы («Бабушка-генеральша», «Ищущий правды», «Как мелентьевцы искали воли»), статьи о сектантах («Программа вопросов для собирания сведений о сектантах», «Духоборцы») и статьи по вопросам общественно-экономическим («Из фабрично-заводского мира», «Город и мещане», «Некоторые особенности наших поземельных отношений», «Крестьянский кредит» и другие), а также множество критических отзывов в библиографическом отделе. В 1884 году А. вел некоторое время «Внутреннее обозрение» в «Отечественных Записках». В 1882 году он принимал близкое участие в «Устоях» С.А. Венгерова, где помещал рассказы, «внутренние обозрения» и рецензии. В 1882 — 84 годах А. сотрудничал в «Деле». После закрытия «Отечественных Записок» А. поступил в статистическое бюро санкт-петербургской земской управы и работал над статистическим описанием Шлиссельбургского и Петербургского уездов (3 т., 1884 — 86). С 1885 года А. становится деятельным сотрудником «Северного Вестника», ведет постоянный отдел — «Из провинциальной печати», помещает ряд статей и большую работу: «Нужды, желания и стремления сословий в эпоху Екатерининской комиссии» (1886). С середины 1880-х годов А. начинает деятельную работу в «Неделе» и становится одним из главных выразителей течения, которое по его имени часто называлось «абрамовщиной». Проповедь А. и его единомышленников в «Неделе» представляла характерное для своего времени явление. 80-е годы — эпоха самой мрачной реакции; общественные надежды, возбужденные 60-ми годами, были разбиты, общество потеряло веру в их осуществление; умы покоряла теория Толстого — «непротивление злу». «Неделя» еще в середине 1870-х годов выступила с проповедью чрезвычайно одностороннего народничества, говоря, что интеллигенция должна воспринять «миросозерцание деревни», усвоить «правду мужика», который выше интеллигенции в нравственном отношении, что она не имеет права навязывать народу свои идеи, свои общественные формы. Эти мысли особенно энергично проводил Юзов-Каблиц . Отойдя от радикального народничества «Отечественных Записок» и примкнув к «Неделе», А. начинает доказывать, что обществу нужно оставить всякое стремление к «большим делам», к пересозданию общественного строя; оно должно сосредоточить все свое внимание и энергию на «малых делах», на «тихой культурной работе» — идти в учителя, земские врачи, бороться с кулачеством и т.п. Это учение, совпадая с настроением общества, разочарованного, потерявшего веру в возможность совершения «больших дел», стало пользоваться успехом. Радикальные элементы повели горячую борьбу с «Неделей», особенно усердно воевал Н.В. Шелгунов на страницах «Русской Мысли». Кроме указанных уже изданий, А. сотрудничал в 80-х годах в «Наблюдателе», «Детском Чтении», «Русском Курьере», «Московском Телеграфе», «Тереке», «Тифлисском Вестнике» и «Новом Обозрении». В 1887 году А. выпустил «Сельский Календарь», а в 1889 году — «Что сделало земство, и что оно делает». С переменой общественного настроения в 90-е годы, когда общество снова сознало необходимость пересоздания общественного строя, А. теряет значение, писательская энергия его ослабевает, постепенно он уходит от публицистики, сосредоточивается на вопросах народного образования («Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще», СПб., 1897; «Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее», СПб., 1900), составляет популярные книги («Новейшие успехи знания», СПб., 1890; «Популярная юридическая библиотека», 10 вып., 1896 — 98; «Два великих француза: Луи Пастер и Жан Масэ», СПб., 1897; «Певец тоски. Гюи де Мопассан», СПб., 1897; «Памяти Белинского», СПб., 1898; «Микроскопические друзья и враги человечества», СПб., 1898; ряд биографий — В.Н. Каразина, Колумба, Стэнли, Франклина, Фарадея, Песталоцци, Стефенсона и Фультона — в «Биографической Библиотеке» Павленкова). В последние годы жизни А. сотрудничал в «Русской Школе» и других изданиях. Умер в 1906 году совершенно забытым. — См. автобиографию А. в «Критико-биографическом Словаре» С.А. Венгерова (т. I, 1889); Шелгунов, «Очерки русской жизни» (СПб., 1895).
А. Фомин.

III.

Абрамов, Яков Васильевич, мещанин. Публицист 1880-х г.г. Род. 21 окт. 1858 г. в Ставрополе-Кавказском. Вышел из шестого класса Ставропольской гимназии вследствие столкновения с начальством и поступил в местную духовн. семинарию. По окончании ее поступил в 1877 г. в Мед.-Хир. ак-мию. В 1878 г. арестован и привлечен 23 авг. т. г. по делу о распространении револ. книг; по выс. пов. выслан на родину под надзор полиции. Проживая в Ставрополе, принимал участие в местном кружке, организованном для пропаганды. Осенью 1879 г. обыскан и привлечен к дознанию за имение у себя запрещ. сочинений. По выс. пов. 29 июля 1880 г. подвергнут домашнему аресту на шесть недель и негласн. надзору полиции. В нач. 1881 г. получил разрешение возвратиться в Петербург, где принял участие в современ. журналистике. Сотрудничал в «Слове», «Отеч. Зап.», «Устоях» и «Деле»; с июля 1885 г. принял деятельное участие в «Неделе» и был одним из главных выразителей течения, называвшегося «абрамовщиной», сущность которого состояла в проповеди «малых дел» и «тихой культурной работы». В нач. 1890-х г.г. отошел от публицистики и писал преимущественно по вопросам народного образования. Состоял редактором газ. «Северн. Кавказ». Ум. в Ставрополе-Кавказском в 1906 г.
Справки (Я. Абрамов, Липина, М. Михайлова, С. Никитина, Полюхов). — Доклады 1880, III, 917—923. — Справ. листок. — Бурцев, За сто лет, II, 93. — Венгеров, Словарь, I. — Новый энц. словарь. — Венгеров, Источники. — «Русск. Ведомости». Сборник. — Советск. энциклопедия.

Христофор Колумб. Его жизнь и путешествия
Бенджамин Франклин. Его жизнь, общественная и научная деятельность
Василий Каразин. Его жизнь и общественная деятельность
Генри Мортон Стэнли. Его жизнь, путешествия и географические открытия
Майкл Фарадей. Его жизнь и научная деятельность

Делимся с друзьями
Опубликовано:27.08.2017Deklamator
Перейти к верхней панели